ПРИКАЗ Об организации изучения государственных символов в МКДОУ "Детский сад №73"
В конце сентября 2022 года Владимир Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны. С 1 сентября 2023 года планируется скорректировать образовательные программы таким образом, чтобы главный акцент делался на патриотическом воспитании. Как отмечено в указе¹ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.
Развитие детей и молодежи согласно стандартам должно включать в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Ставится задача сформировать у учащихся системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности. В этой связи особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.
Патриотическое воспитание дошкольников
Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей последующей воспитательной работы. Какие же формы и методы развития патриотизма используются в детских садах?
Организация тематических мероприятий
Мероприятия в детском саду приуроченые к государственным праздникам:
- День защитника Отечества- 23 февраля
- День Победы-9 мая
- День России- 12 июня
- День Государственного флага в Российской Федерации- 22 августа
- День народного единства-4 ноября, и другим.
Воспитатели рассказывают об истории праздников, дети узнают, кому или чему они посвящены. Например, в преддверии Дня Победы ребята в рамках мероприятия «Голубь мира» изготавливают из бумаги белых голубей, разучивают военные песни («Катюша», «День Победы»). Также организовываются встречи с ветеранами войны, где дети общаются с защитниками Родины. Дошкольники учат стихотворения соответствующей тематики, готовят рисунки для выставки «Нам нужен Мир».
Проведение бесед
Важную роль в патриотическом воспитании дошкольников играют беседы. Они могут быть разнообразными, но обязательно должны соответствовать возрасту детей. Воспитатели часто проводят следующие патриотические беседы:
- «Москва — столица нашего Отечества» (цель — воспитание любви к Москве и стране в целом, расширение кругозора, изучение исторических традиций)
- «День матери» (цель — формирование теплых чувств и благодарности к самому дорогому человеку для ребенка)
- «Наша армия» (цель — сформировать первые представления о родах войск, о защитниках Отечества),
- «Первый космонавт» (цель — познакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, развивать познавательный интерес к космосу)
- «Мой любимый детский сад» (цель — воспитать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к воспитателям и своим сверстникам).
Разучивание пословиц, стихов и песен о Родине
Пословицы и поговорки отражают традиции народа, поэтому являются важным элементом патриотического воспитания. Они в краткой и емкой форме выражают чувство любви к Отчизне и приобщают детей к истории России. Для этого можно использовать следующие пословицы и поговорки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родной край — сердцу рай», «Одна у человека мать, одна и Родина», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Нет сына без отчизны», «Береги Родину, как зеницу ока», «В своем доме и стены помогают», «И пылинка родной земли — золото»
Стихотворения передают поэтическое настроение, связанное с любовью к Родине. В воспитательной работе можно использовать патриотические стихи, написанные известными поэтами: С. Есениным, К. Симоновым, Р .Гамзатовым, В. Боковым, С. Михалковым и многими другими.
Детские песни о Родине также необходимо использовать в нравственно-патриотическом воспитании. Среди них: «Бородино», «Россия — корабль», «Держава», «Потому что Родину люблю», «Россия и я», «Песня для России», «Дети России», «Родина Мать»», «Моя дорогая Россия», «Россию обниму», «Россия Божественный край».
Минпросвещения России представило новую федеральную программу дошкольного образования.
С 1 января ее планируют сделать обязательной во всех детсадах России.
«Детям от одного до двух лет нужно привить первичный опыт социального взаимодействия, например, научить здороваться и благодарить. Детей от трех до пяти лет предлагается учить заботе — о членах семьи, животных, растениях. А детей с шести лет — чувству любви к Родине», — говорится в документе
По мнению авторов программы, формировать у дошкольников основы «гражданственности и патриотизма» в разном возрасте нужно по-разному. «Малышам — рассказывать о малой родине, показывать ее на глобусе и карте. Детей постарше — знакомить с государственной символикой и учить ее уважать. К шести-семи годам будущие школьники должны уже иметь представление о Конституции».
Зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская поясняет, что «таким образом, в России планируется сформировать целостный процесс обучения и воспитания дошкольников, основанный на традиционных ценностях и современных практиках образования. С этой целью и создается единое образовательное пространство.