Медицинское обеспечение воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений.
Медицинское обеспечение воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений осуществляют врачи, состоящие в штате детской поликлиники и средний медицинский персонал, которые наряду с администрацией учреждения несут ответственность за здоровье, физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня и качество питания.
Иммунопрофилактика
Система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
Вакцина – биологически активный медицинский препарат, содержащий антиген для выработки иммунного ответа, который защищает привитого от соответствующего инфекционного заболевания.
На территории России все прививки проводятся в соответствии с национальным календарем профилактических прививок
Значение вакцинопрофилактики
С каждым годом устойчивость возбудителей инфекций к антибактериальным препаратам и другим лекарственным средствам увеличивается, в связи с чем лечение становится затруднительным. Многие инфекции протекают молниеносно и могут приводить к летальным исходам или к инвалидности. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире ежегодно умирает более 12 миллионов детей, 2/3 этих смертей вызваны болезнями, которые могли бы быть предотвращены при помощи вакцин.
Кому и для чего необходимы вакцины
Массовые прививочные мероприятия необходимы для подготовки организма к быстрой и эффективной встрече с болезнетворным микробом. Вакцины, содержащие антигены в безопасной форме, вводятся для того, чтобы иммунная система успела предварительно "познакомиться" с этим возбудителем и мобилизовать свои защитные ресурсы. Уже при повторной встрече с настоящим "врагом" организм будет готов очень быстро развить реакцию, которая в состоянии устранить вторгшийся вирус
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней
Современной медицине известно более 6,5 тысяч инфекционных заболеваний и синдромов, которые широко распространены в мире. Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов .
Что такое профилактические прививки?
Профилактические прививки — это высокоэффективный метод формирования невосприимчивости к определенным опасным инфекциям человека и животных.
При вакцинации в организм человека вводятся специальные ослабленные или убитые возбудители тех или иных заболеваний или же их определенные части (антигены). В ответ на это в организме человека активизируется иммунная система, которая синтезирует антитела к возбудителю инфекции и формирует иммунитет к этому заболеванию.
Заболевания и их осложнения, которые можно предупредить с помощью вакцинации.
Туберкулез - является чрезвычайно опасным заболеванием, которое раньше считалось неизлечимым и ежегодно уносило жизни миллионов людей. В настоящее время в связи с введением обязательной вакцинопрофилактики и наличием ряда эффективных противотуберкулезных химиопрепаратов люди способны контролировать это заболевание.
Вирусный гепатит В. Главными исходами хронического гепатита В являются формирование печеночной недостаточности, цирроза и первичного рака печени.
Дифтерия.
При дифтерии у 2/3 больных развивается миокардит (воспаление мышцы сердца), что приводит к фибрилляции желудочков, которая часто служит причиной внезапной смерти больного: умирают 90% больных с фибрилляцией предсердий, желудочковой тахикардией или полной блокадой сердца.
Коклюш. При коклюше возможны пневмонии (особенно страшны пневмонии у новорожденных детей, которые зачастую заканчиваются смертью ребенка), отиты, энцефалиты, кровоизлияние в мозг и сетчатку глаза, гипоксическое поражение мозга. К осложнениям после перенесенного коклюша относятся астма, задержка умственного развития, эпилепсия.
Столбняк. Особенно частой причиной заражения столбняком бывают микротравмы нижних конечностей: ранения стоп при ходьбе босиком, уколы острыми предметами, колючками кустов. Занозы настолько часто приводят к развитию столбняка, что его называют "болезнью босых ног". Развиться столбняк может и при ожогах, отморожениях, у рожениц при нарушении правил гигиены, особенно в случае родов на дому,
Полиомиелит.
У людей заболевших полиомиелитом, последний вызывает паралич. В случае паралича около 50% больных получают серьезные нарушения в виде парезов и параличей верхних и нижних конечностей.
Гемофильная инфекция
Вызывает гнойный менингит (воспаление мягкой мозговой оболочки), острую пневмонию (воспаление легких), сепсис, в частности одна из его форм – септицемия (системное заболевание), или воспаление подкожной клетчатки, эпиглоттит (поражение надгортанника), острый артрит (поражение суставов). Более частые формы - отиты, синуситы.
Корь.
К первичным осложнениям кори у детей относят раннюю коревую пневмонию, энцефалиты, панэнцефалит - заболевание мозга.
Наиболее частыми являются осложнения со стороны дыхательной системы в виде пневмоний, бронхиолитов
Наиболее тяжелыми являются осложнения со стороны центральной нервной системы (ЦНС), а именно менингиты.. Они протекают тяжело и нередко заканчиваются летальным исходом.
У взрослых корь протекает крайне тяжело, с высокой температурой и выраженной интоксикацией. У одного из тысячи пациентов встречается энцефаломиелит с выраженными клиническими симптомами. Осложнение сопровождается сильной лихорадкой, головной болью, бессонницей и комой. В ряде случаев у пациентов наблюдаются признаки очагового поражения спинного или головного мозга.
Эпидемический паротит.
Помимо слюнных желез, воспалительный процесс может затрагивать и некоторые другие железы: поджелудочную, предстательную, женские и мужские половые железы, слезные железы, щитовидную железу и пр. Воспаление поджелудочной железы может стать причиной юношеского сахарного диабета.
Орхит (воспаление мужских половых желез) после перенесенного паротита возникает у мужчин в 68% случаев, среди дошкольников заболевают орхитом 2% мальчиков. У подростков орхиты встречаются чаще, чем у детей до 10–11 лет с исходом в виде бесплодия.
Краснуха. Самым серьезным осложнением краснухи считается энцефалит. Подобное следствие болезни встречается только среди подростков и у взрослых пациентов. Воспаление оболочек головного мозга развивается в одном случае из 10 тысяч.
У женщин, ожидающих ребенка, краснуха не несет угрозы для здоровья будущей матери. Серьезной опасности подвергается плод: возбуждающий заболевание вирус может проникнуть сквозь плацентарный заслон и стать причиной тяжелых отклонений в развитии ребенка и различных внутриутробных болезней. ряд других серьезнейших нарушений.
Пневмококковые инфекции - группа заболеваний бактериальной этиологии, клинически проявляющихся гнойно-воспалительными изменениями в различных органах и системах, но особенно часто в лёгких по типу крупозной пневмонии и в ЦНС по типу гнойного менингита.
Грипп. Осложнениями гриппа являются тяжелые пневмонии (особенно у беременных, у лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, обменом веществ), отиты, энцефалиты и менингиты.
Ежедневная работа по поддержанию здоровья детей в ДДУ складывается из периодического личного контроля за санитарно-противоэпидемическим режимом, гигиеническими и закаливающими мероприятиями, осмотра всех вновь поступивших детей и вернувшихся после болезни, распределение детей по группам с назначением им режима дня с учетом возраста и здоровья, своевременного проведения профилактических прививок, контроля питания с составлением и внедрением 10-дневного меню, индивидуального для различных групп детей с учетом здоровья и возраста, ведение образовательных программ для родителей.
1.1 Функциональные обязанности медицинского персонала в ДДОУ
Функциональные обязанности медицинских работников ДДОУ и школы определены приказом МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Медицинская сестра – представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях. На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им квалификации медицинской сестры. Медицинскими сестрами могут работать студенты медицинского института, успешно закончившие три курса дневного обучения.
Обязанности медицинской сестры детских образовательных учреждений сложны и разнообразны, поэтому они требуют серьезных профессиональных навыков.
(Таблица № 1)
виды деятельности |
План наблюдений |
1. Первичная профилактика 1.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ДДУ 1.2. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса: · Участие в составлении учебного расписания, · Составление режима дня и занятий |
Постоянно 1 раз в месяц |
2. Питание: · Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания, · Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, · Составление меню, · Бракераж готовой продукции, · Контроль за выполнением натуральных норм |
постоянно |
3. Физическое воспитание: · Осуществление контроля за организацией физвоспитания, закаливающих мероприятий · Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой · Оценка физической подготовленности детей Анализ эффективности физ.воспитания |
1 раз в месяц |
4. Гигиеническое воспитание в детском коллективе: · Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, профилактике ВИЧ-инфекции, · Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки, Контроль за гигиеническим воспитанием. |
постоянно |
5. Иммунопрофилактика: · Вакцинация, · Контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку. |
По плану вакцинации постоянно |
6. Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении: · Контроль за течением медико-педагогичечкой коррекции, · Проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению · Рекомендации по адаптации и ее коррекции (совместно с педагогом) |
Постоянно 1 раз в год |
7. Ведение документации (медицинская форма на ребенка, выписки и справки для лечебно-профилактических учреждений, военкоматов, летних оздоровительных учреждений, проч.) |
Постоянно |
8. Диспансеризация: · Проведение (совместно с педагогом) скрининг тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья, оценка физической подготовленности детей, · Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья, · Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением в образовательных учреждениях |
1 раз в год Постоянно постоянно |
9. Ведение документации |
постоянно |
Медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной компании, в т.ч. с выездом в загородные учреждения.
Медицинская сестра наблюдает за чистотой, тишиной и порядком в помещениях; обучает детей и их родителей правилам личной гигиены; следит за питанием детей, принимает участие в санитарно-просветительской работе. В обязанности медицинской сестры входит контроль за питанием детей, а при необходимости и личное участие в раздаче пищи, кормлении детей младшего возраста; контроль за продуктами и их правильным хранением.
Медицинская сестра отвечает за образцовое содержание медицинского пункта, исправное состояние медицинского и хозяйственного инвентаря; соблюдает правила хранения лекарственных средств; составляет требования на лекарственные средства; перевязочные материалы и предметы ухода за детьми.
Медицинская сестра принимает вновь поступающих в учреждение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены.
1.2 Медицинская документация предусмотренная в ДДУ
1. Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений форма 026/у – 2000.
2. Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 30/у).
3. Карта профилактических прививок (форма 063/у).
4. Комплексный план работы на год, утвержденный зав.отделением и администрацией детского дошкольного учреждения.
5. Помесячный план работы.
6. Журнал контроля санитарного состояния дошкольного учреждения (форма № 3013/у).
7. Диспансерный журнал.
8. Журнал осмотра на педикулез и кожные заболевания.
9. Журнал учета приема детей в ясли (форма 122/у).
10. Табель учета ежедневной посещаемости детей (форма 123/у).
11. Листы здоровья.
12. Журнал учета инфекционных заболеваний (форма 060/у).
13. Книга учета контактов с острыми инфекционными заболеваниями (форма 061/у Карантинный журнал).
14. Санитарный журнал (форма 308/у).
15. Вводная ведомость учета впервые выявленных несчастных случаев, травм, отравлений (форма 071/у). Журнал травматизма.
16. Журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер.
17. Журнал изолятора (форма 125/у).
18. Журнал учета санпросветработы (форма 0380/у).
19. Журнал контроля за физкультурными занятиями.
20. Лист адаптации вновь поступивших.
21. Журнал учета острой заболеваемости.
22. Журнал дегельминтизации.
23. Журнал учета проф.прививок.
24. Журнал регистрации амбулаторных больных (форма 074/у).
25. Журнал учета движения детей по группам здоровья.
26. Отчет яслей, яслей-садов, детских садов (форма 85-к).
27. Журнал учета искусственной «С» - витаминизации пищи.
28. Журнал регистрации медицинского осмотра сотрудников.
29. Журнал учета состояния здоровья работников пищеблока. Журнал «Здоровье».
30. Тетрадь оценки питания.
31. Диспансерный журнал (для регистрации больных по форме 030/у).
2. Адаптация детей к дошкольному учреждению
Контроль за течением адаптации осуществляется с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении с целью ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья и своевременной их коррекции. Поскольку эмоционально-поведенческие реакции являются показателем выраженности адаптационного синдрома и наиболее доступны при массовом наблюдении за детьми, они могут быть использованы в качестве критерия оценки течения адаптации. Наиболее точной является количественная их оценка с помощью шкал, составленных отдельно для детей раннего и дошкольного возраста.
Документально контроль за течением адаптации оформляется следующим образом. При поступлении ребенка в ДДОУ делается запись с комплексной оценкой состояния здоровья и планом мероприятий по облегчению адаптации, с учетом адаптации, который определяется участковым педиатром. В случае отсутствия прогноза адаптации в Форме № 026/у – 2000, прогноз определяет врач ДДОУ. В группе ведется лист адаптации (таблица № 2), который заполняет медсестра или воспитатель группы, предварительно обученные методике его заполнения. При заполнении листа адаптации отмечаются те градации каждой эмоционально-поведенческой реакции, которые имеются у него в день исследования (смотри шкалу оценки). Суммируя все оценки со знаком «плюс» или «минус», получают оценку за день, причем знак «минус» свидетельствует о неблагоприятном изменении эмоционального состояния. У детей раннего возраста лист заполняется ежедневно, у дошкольников 1 раз в три дня. В листе адаптации отмечаются следующие данные: фамилия, имя ребенка, возраст, дата, день адаптации, бальная оценка каждой эмоционально-поведенческой реакции (гнев, страх, отрицательные эмоции, положительные эмоции, социальные контакты, познавательная деятельность, сон, аппетит), суммарная оценка за день по всем поведенческим реакциям, масса тела (у детей раннего возраста), НПР, индивидуальные особенности поведения ребенка. Кроме того, регистрируются особенности поведения ребенка дома в адаптационный период. Общий контроль за течением адаптации в детском саду осуществляет врач. Осмотр детей проводится 1 раз в неделю у детей в возрасте до 3 лет и 1 раз 10-12 дней в возрасте от 4 до 7 лет до завершения адаптационного периода. В листе адаптации в процессе наблюдения даются медицинские и педагогические рекомендации по ее облегчению.
В процессе наблюдения за периодом адаптации врачом в Форме № 026/у–2000 отмечаются особенности течения адаптационного периода и назначаются соответствующие корригирующие мероприятия, если в них имеется необходимость. Если в какой-то период врача в дошкольном учреждении нет, то наблюдение за детьми в период адаптации ведет и записывает старшая медсестра ДДОУ.
Суммарная оценка баллов:
1. Положительный баланс эмоционально-поведенческих реакции (+ 67) – (+ 86).
2. Благоприятная адаптация к школе – (+ 40).
3. Условно-благоприятная адаптация – уменьшение оценки до (- 10).
Таблица № 2
Лист адаптации детей к детскому саду
Ф.И.О ребенка _____________________. Возраст___________________
Детский сад ________________________. Группа___________________
Дата День адаптации Эмоционально – поведенческие реакции Примечание Рекомендации по облегчению адаптации
Гнев Страх Пониженное настроение Игровая деятельность Социальные контакты Дисциплина Моторика Сон Аппетит Познавательная деятельность Сумма Масса тела НПР ребенка
Медицински Педагогические
Особенности поведения ребенка дома____________________________
Число перенесенных ОРВИ_____________________________________
Появление невротических реакций_______________________________
Другие особенности адаптации__________________________________
Заключение по течению адаптации
Врач:_______________________ Воспитатель:___________________